Проблемы и задачи в области метрологии




НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Основополагающим этапом развития законодательной метрологии в Российской Федерации можно считать 1993 г., когда был принят Закон об обеспечении единства измерений, который впервые на высшем уровне установил основные нормы и правила управления метрологической деятельностью в стране.

Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу — обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений.

Проблемы и задачи в области метрологии

За эти годы метрологам России пришлось решать много проблем, связанных с переходом экономики страны на рыночные отношения. Остро стояла задача сохранения и восполнения эталонной базы, разработки нормативных документов, регламентирующих положения Закона, формирования адаптированной к рынку метрологической инфраструктуры, поиска дополнительных источников финансирования, сохранения научного и кадрового потенциала и т.д.

Можно отметить, что метрологи России успешно справились с этими задачами, но жизнь и изменяющееся законодательство ставят новые.

Основной задачей законодательной метрологии было и остается создание необходимых и соответствующих состоянию развития экономики и общества условий для обеспечения единства и достоверности измерений на национальном и международном уровнях. Минувшие 10 лет после принятия Закона об обеспечении единства измерении показали, с одной стороны, его дееспособность, а с другой — несоответствие ряда положений меняющейся экономической ситуации в стране и мире.

Глобализация мировой торговли, международная интеграция и курс на создание глобальной системы измерений, внедрение новейших технологий, повышение затрат на содержание эталонной базы на международном и национальном уровнях*, новые направления развития науки и техники, принятие ряда законов, прямо относящихся к метрологии, курс России на вступление в ВТО — вот далеко не полный перечень предпосылок к реформированию законодательной метрологии в Российской Федерации. К этому следует добавить и то, что система управления метрологической деятельностью в стране и ее основа — Государственная метрологическая служба — в силу объективных и субъективных причин — по некоторым вопросам вступила в противоречие с действующим международным и национальным законодательством.

В связи с этими ВНИИ метрологической службы разработал проект Федерального закона, учитывающего 10-летнюю практику применения действующего Закона, положения Федерального закона «О техническом регулировании» и гармонизированного с соответствующими документа-ми Международной организации законодательной метрологии.

В соответствии с этим в основу проекта Федерального закона положены новые подходы к решению ряда задач по вопросам:

— изменения состава и видов нормативных правовых актов по обеспечению единства измерений (с учетом категории технических регламентов);

— правового положения федерального органа исполнительной вла-сти в области обеспечения единства измерений, принимая во внимание изменение статуса и компетенции Госстандарта России в связи с преобразованием последнего в агентство Ростехрегулирование;

— разграничения государственного метрологического надзора и комплекса работ, связанных с «допуском средств измерений в обращение», к которым относятся: утверждение типа, декларирование и поверка средств измерений, а также лицензирование изготовления и ремонта средств измерений;

— распространения, с учетом достигнутого уровня технологий и производства, государственного регулирования в области обеспечения единства измерений также на средства контроля и испытательное оборудование, равно как и на методики выполнения испытаний и контроля;

— сужения сферы распространения государственного метрологического надзора с переносом акцента на сферы действия технических регламентов. В результате будет несколько ограничена номенклатура средств измерений, подлежащих поверке, и расширена область применения калибровки средств измерений.

При определении положений, касающихся вопросов состояния и применения средств контроля и испытательного оборудования, предполагается принять во внимание, что испытания и контроль, имеющие широкое распространение на практике, характеризуются метрологическими свойствами, имеющими определяющее значение в процессе их эксплуатации. В то же время методическое и правовое обеспечение этих операций отсутствует. Правильная организация работ по метрологической аттестации испытательного оборудования и средств контроля позволит получить объективную информацию о достигнутом уровне достоверности и единства этих операций.

Реализация этих замыслов позволит:

— определить место и роль законодательной метрологии в реальном секторе экономики;

— изыскать дополнительные, негосударственные средства для целенаправленного формирования стабильных источников финансирования эталонной базы России;

— кардинально повысить эффективность метрологии как деятельности в нашей стране;

— привести в соответствие с принципами дебюрократизации и либерализации государственное управление механизмом проведения го-сударственного метрологического контроля и надзора;

— далее развивать метрологическую инфраструктуру.

Особое внимание предлагается уделить вопросам создания, совершенствования, хранения и применения эталонов единиц величин, т.е. поиску того баланса бюджетного и рыночного финансирования, который позволил бы обеспечить функционирование эталонной базы России на мировом уровне. Рализация упомянутых предложений позволит более четко разграничить сферу государственного регулирования и сферу метрологических услуг в области метрологии, гармонизировать принципы организации метрологической деятельности с международными, обеспечив таким образом необходимые доверие и признание на международном уровне как одно из основных условий вступления России в ВТО, привлечь инвестиции из реального сектора экономики в фундаментальный сектор метрологии.Р